Top.Mail.Ru

Как подделки выходят на рынок

Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России

Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России.

Общий объем незаконного оборота продукции на основных потребительских рынках составил около 2,5 трлн рублей, или 9% объема розничной торговли в стране, выяснили эксперты Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ в исследовании «Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия»*.

Результаты работы, проведенной по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), были представлены первым проректором НИУ ВШЭ, заведующим ЛЭСИ Вадимом Радаевым и исполнительным директором содружества «РусБренд» Алексеем Поповичевым 21 декабря на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс».

Дело — табак

Исследователи изучили ситуацию на семи рынках, суммарно дающих 60% оборота розничной торговли в России: продовольственных товаров, алкоголя, табачных изделий, изделий легкой промышленности (в том числе спортивной одежды), парфюмерии/косметики, предметов личной гигиены, чистящих и моющих средств.

Общий объем незаконного оборота на них в 2015 году составил около 2,5 трлн рублей (15% от всего оборота исследуемых рынков).

Лидируют сегменты алкоголя, изделий легкой промышленности, парфюмерии/косметики и продовольствия. В незаконном обороте здесь соответственно около 40%, 35%, 20% и 10% продукции. На последних строчках — чистящие и моющие средства (5%), товары личной гигиены (5%) и табак (4%).

От серого импорта до подделок

На разных рынках доминируют различные формы незаконного оборота продукции. К примеру, сегмент одежды и меховых изделий отличается серым импортом (ввоз товаров с занижением таможенных пошлин в целях уклонения от уплаты налогов). Таким путем в Россию попадает 97% мехов и меховых изделий из Китая, 71% верхней одежды из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия), 89% спортивной одежды из Турции.

Среди изделий легкой промышленности, парфюмерии, косметики и бытовой химии около 10–20% контрафактной продукции (подделки под известные бренды).

В сфере продовольственных товаров «царит» фальсификат (продукция с неполной или недостоверной информацией о ее характеристиках). На рыбном рынке его около 40–50%, на молочном — около 10–20%, среди полусладких и игристых вин — около 30%.

Неучтенный оборот (производство и продажа продукции без учета в Федеральной налоговой службе РФ) преобладает в сегменте водки и ликероводочных изделий — 42%.

Транзитом по эмбарго

Определить незаконную продукцию рядовому покупателю не так-то просто. Повышается ее качество, производство от кустарного переходит к промышленному. Цена не всегда служит четким ориентиром.

Розничные цены добросовестных и сомнительных продавцов могут отличаться в два-три раза (при откровенных подделках — более чем 10 раз). Однако по многим товарам разница не превышает 10–15%. Кроме того, незаконная продукция может быть дороже, а крупные легальные игроки применяют большие ценовые скидки.

Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом на 1–8% увеличилась доля продаж через интернет, в первую очередь одежды, обуви, парфюмерии и косметики.

Рынки нелегальной торговли постоянно меняются. Так, после введения продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции стали использоваться транзитные схемы. Например, в 2014–2015 годах импорт сыра и творога из Нидерландов в Россию сократился в два раза, а в Беларусь увеличился в 10 раз. Доля Беларуси в импорте в Россию сыра и сливочного масла выросла с 25–30% до 80%.

Шлагбаумы для нелегалов

Ужесточение российского законодательства и активное применение законов повышают эффективность противодействия нелегальному товарообороту.

Только по незаконному использованию товарных знаков с 2004 по 2015 год в 6–7 раз увеличилось количество дел, возбужденных таможенными органами, почти в 10 раз выросло число дел в арбитражных судах, в 13–14 раз — количество участников рынка, получивших уголовное наказание.

Активнее стали сами правообладатели. Число торговых марок, включенных в реестр таможенной службы России, выросло более чем в девять раз (в 2004 году их было 404, в 2015 году — 3860).

Свою роль в позитивных трендах сыграли возвращение ранее отмененной уголовной ответственности за контрабанду продукции, повышение штрафов за операции с немаркированными товарами, установление ответственности за введение потребителей в заблуждение и т.д.

На борьбу — единым фронтом

Однако принятых мер пока недостаточно, отметил Вадим Радаев: не хватает контроля правоохранителей над внутренними рынками; не удается решить проблему хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования; незаконному перетоку продукции на пространстве ЕАЭС способствует разница акцизной политики стран.

В нынешних сложных экономических условиях, по мнению Алексея Поповичева, «как никогда остро встает вопрос совершенствования взаимодействия госорганов и добросовестных участников рынка в целях противодействия нелегальной торговле и распространению контрафактной продукцией как в России, так и в рамках ЕвразЭС».

Усилить противодействие, считают эксперты, также помогут:

  • технологическое усложнение производства оригинальной продукции;
  • переход от ценовой конкуренции к конкуренции качеством;
  • локализация производства глобальными операторами;
  • заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка;
  • повышение грамотности потребителей.

СЛОВАРЬ

Незаконный оборот продукции — производство и распространение продукции, осуществляемое с нарушением действующего законодательства РФ и международных договоров.

Формы незаконного оборота продукции:

Контрафактная продукция — выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных знаков.

Фальсифицированная продукция — сопровождаемая неполной или недостоверной информацией о ее составе, характеристиках или свойствах в целях введения потребителей в заблуждение.

«Серый» импорт — ввоз товаров с недостоверным декларированием в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС.

Контрабанда («черный» импорт) — ввоз товаров без таможенного оформления или ввоз запрещенных товаров.

Параллельный импорт — импорт товара, защищенного товарным знаком, без авторизации правообладателя.

Неучтенный оборот продукции — незаконное производство и продажа продукции без учета в ФНС России, связанные с уклонением от уплаты налогов.

*База исследования:

Ведомственная статистика: Росстат, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Роспатент, Федеральная таможенная служба, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Евразийская экономическая комиссия.

Данные международных агентств: Euromonitor International, Nielsen, UN Comtrade.

26 углубленных интервью с представителями компаний и экспертами.

56 стандартизованных анкет от компаний.

Ценовой аудит по 19 видам товаров.

Данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) и других опросов населения.

Аналитические материалы НИУ ВШЭ и других центров, материалы компаний.

Презентация исследования (6,5 МБ)

д.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог Россиид.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог России
Делегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа ОрдосДелегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа Ордос
В НИТУ МИСИС разработали инновационный гель для борьбы с кариесомВ НИТУ МИСИС разработали инновационный гель для борьбы с кариесом